«Зелёный день» в ТПП

«Зелёный день» в ТПП

15.12.11 в Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошла конференция Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии «Зелёный день».

Цель мероприятия – выработка единых законодательных и технологических подходов к созданию в России «зелёной» экономики с учётом консолидированного мнения бизнес-сообщества.

В конференции приняли участие представители органов законодательной власти, министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, российских и международных общественных природоохранных организаций, профильных комитетов ТПП РФ, инжиниринговых компаний, ведущих нефтегазовых предприятий, научных и общественных организаций.

В рамках конференции были проведены три «круглых стола» – «О создании в России системы сбора и глубокой переработки отходов РТИ и изношенных шин», «Эко-инжиниринг: перспективы модернизации экономики в рамках вступления России в ВТО», «Механизмы запуска «зеленого роста» в России».

«Круглый стол» по шинопереработке открыл и вёл председатель Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Сергей Алексеев, отметивший во вступительном слове, что утилизация шин является «классическим примером» «зелёной» экономики, поскольку при утилизации переработке подвергается вся шина целиком. Особенно эта проблема, по его словам, касается большегрузных автомобилей, работающих на горных выработках: масса «залежей» изношенных шин в районах выработок достигает порядка сотен тысяч тонн.

«Зелёный день» в ТПП

С предложениями рабочей группы производителей шин по вопросам утилизации ознакомила участников «круглого стола» ответственный по связям с государственными и общественными организациями ООО «МИШЛЕН Русская компания по производству шин» Елена Кустова. Законодательная база Евросоюза, по её словам, основана на принципе ответственности производителя. Он заключается в том, что производитель берёт на себя утилизацию изношенных шин, добавляя к продажной цене «экологический сбор», составляющий сегодня в среднем до 1,5 евро с каждой новой шины для легкового автомобиля. Размер сбора пересматривается не чаще, чем раз в год, и зависит от величины средних затрат производителей шин на процесс утилизации. Общая тенденция демонстрирует снижение «экологического сбора»: прозрачная схема сдачи потребителем изношенных шин и их переработки постоянно снижает внутренние издержки: экологический сбор обозначается в чеке за покупку новой шины отдельной строкой, а механизм отчётности предельно прост.

Начиная с 1999 года, когда была выпущена первая директива Евросоюза по данной тематике, практически каждая страна ЕС закрепила принцип ответственности производителя отдельным законодательным актом национального масштаба. В России активная позиция шинопроизводителей, выступающих за введение принципа ответственности производителя, налицо. Не хватает лишь соответствующих законодательных усилий. Шиноиндустрии необходим отдельный законодательный акт, прописыващий всю процедуру утилизации с соблюдением принципа ответственности шинопроизводителя. Тарифы на переработку должны быть одинаковы для всех производителей и зависеть не от марки шины, а только от её размера, считает Елена Кустова.

Практике шинопереработки было посвящено выступление генерального директора ОАО «Чеховский регенератный завод» Евгения Кренца. Он заявил, что поддерживает введение принципа ответственности производителя, поскольку отсутствие какой-либо системы в отрасли приводит к потерям как производителя и переработчика, так и рядового потребителя. Сегодня регенератные (шиноперерабатывающие) заводы страны вынуждены покупать изношенные шины, что характеризует обстановку как весьма далёкую от нормальной. При существующем дефиците как сырья, так и конечного продукта система нуждается для последующего развития в законодательном импульсе. Зачатки её в виде закупленных региональными властями комплектов оборудования, порой технологически несовершенного, есть практически в каждом субъекте Федерации.

«Зелёный день» в ТПП

Руководитель проекта UNIDO, эксперт в области управления отходами Владимир Марьев предложил координировать совместные усилия, в частности, ТПП РФ, Ростехнологий и профильных вузов в целях совершенствования законодательной базы в области шинопереработки. Для развития отрасли необходимо подключение к системе госзаказа, считает он.

Министр природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Ульяновской области Дмитрий Фёдоров обозначил в связи с вопросом шинопереработки проблему регулирования шинопереработки в малых автохозяйствах и гаражно-строительных кооперативах, а также на малых предприятиях в сфере шинопереработки. Сегодня законом формализована лишь деятельность перевозчиков отходов. Ульяновский регион, по словам Дмитрия Фёдорова, готов выступить в качестве «пилотного» при отладке системы шинопереработки, основанной на принципе ответственности производителя.

В заключение участники «круглого стола» заслушали доклад генерального директора ЗАО «Комбинат экологического обслуживания» Владимира Аленцина, посвящённый системе сбора, транспортировке и хранения изношенных шин. По его мнению, госрегулирование не охватывает сегодня всех сегментов данной сферы. В сегодняшней схеме шинопереработки практически отсутствуют элементы экономического стимулирования. В целях её совершенствования Владимир Аленцин предложил либерализовать систему производственного контроля, исключить шины из системы паспортизации отходов, унифицировать требования к организации мест первичного накопления шин, внести изменения в налоговое законодательство, исключающие двойное налогообложение. Также было бы, по его мнению, целесообразно отладить систему так, чтобы организация мест сбора шин была выгодной для шиноперерабатывающих предприятий, изменить тарифную политику для полигонов переработки отходов, финансово и информационно стимулировать сдачу шин частными автовладельцами.

Центр по связям с общественностью и СМИ, С.Арутюнов

Источник: http://www.tpprf.ru/ru/news/about/index.php?id_12=36135&from_12=3