История Центра

Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО ведет свою историю с декабря 1989 года, когда вступили в законную силу соглашения, подписанные ранее в Венском международном центре Генеральным директором ЮНИДО Д. Сиазоном и заместителем председателя Совета министров СССР Н.П. Лаверовым, а именно, Соглашение о Центре международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в России и Соглашение о целевом фонде. Все вопросы взаимодействия с ЮНИДО Правительство возложило на Государственный комитет по науке и технике, который и выделил центру помещения в подведомственном ему Международном центре научно-технической информации. Подписанные документы определили, что офис в Москве будет составной частью ЮНИДО, а для его финансирования организуется специальный целевой фонд в рамках отдельного соглашения между ЮНИДО и Правительством. Таким образом, в Москве было сформировано и начало свою деятельность полноценное подразделение ЮНИДО, призванное развивать научное и промышленное сотрудничество российских организаций с партнерами из развитых и развивающихся стран.

Своей деятельностью Центр ЮНИДО всегда стремился отвечать на самые востребованные вопросы и привлекать наиболее актуальный зарубежный опыт, знания и технологии. В начале 90-х годов Центр уделял особое внимание содействию становления рыночных механизмов в российской экономике. Была развернута программа обучения методам и практике выявления, формирования, оценки и финансового анализа промышленных инвестиционных проектов. Разработанные ЮНИДО методика и программное обеспечение для анализа инвестиционных проектов, в первую очередь COMFAR, имели огромный успех среди российских компаний и в дальнейшем послужили основой для популярных сегодня компьютерных программ финансового анализа, учитывающих специфику российского законодательства. Проводимые для российских регионов крупные международные инвестиционные форумы ЮНИДО позволили отечественным предприятиям освоить методику и практику подготовки привлекательных инвестиционных проектов и установить деловые контакты с потенциальными партнерами и инвесторами, что на тот период времени было далеко не такой простой задачей, как сегодня.

Формирование и развитие российского рынка определяло наиболее востребованные формы сотрудничества с ЮНИДО. В конце 90-х годов на первый план вышли интегрированные программы технической помощи, охватывавшие широкий круг проблем, в таких областях как, технологическое прогнозирование (форсайт), межстрановое сотрудничество в области технологического обмена, содействие предприятиям агропромышленного комплекса, повышение конкурентоспособности предприятий обувной промышленности, управление качеством на малых и средних предприятиях, энергосбережение и чистое производство, региональное промышленное развитие.

После перехода Российской Федерации в категорию стран-доноров (Российская Федерация ежегодно осуществляет взносы в сумме 2,6 млн. дол. США в Фонд промышленного развития ЮНИДО) основной акцент в сотрудничестве делается на реализации проектов, нацеленных на поддержку и развитие промышленного сектора, внедрение международных стандартов в области образования, энергоэффективности, экологии, водопользования, привлечение инвестиций в экономику страны, сохранение и защиту окружающей среды, создание эффективных механизмов переработки опасных отходов, а также реализации обязательств России в рамках международных протоколов и конвенций (Монреальский протокол, Стокгольмская конвенция, Базельская конвенция и др.).